Воспитательная деятельность Якутского института водного транспорта - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта» является неотъемлемой частью единого целенаправленного процесса воспитания и обучения курсантов и студентов. Целевые установки воспитательной деятельности в институте определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основных гарантиях профилактики безнадзорности и правонарушений», Федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав Российской Федерации», Федеральным законом № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию», Указом Президента Российской Федерации № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», Указом Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Стратегией воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года, Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы», Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года.
Назначение воспитательной деятельности в институте – это развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательная работа Якутского института водного транспотра осуществляется воспитательным отделом
Цель воспитания:
Личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих/универсальных компетенций квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена и выпускников, освоивших программы бакалавриата на практике.
Основные задачи воспитательной деятельности:
1. Создание в профессиональной образовательной организации единого воспитательного пространства (уклад жизни ОО), обеспечивающего последовательное, динамическое, педагогически прогнозируемое продвижение обучающихся к инновационным воспитательным результатам поведения в интересах самого обучающегося, его семьи, общества и государства:
- Организация работы с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленной на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
- Реализация потенциала классного руководства/кураторства в воспитании обучающихся, стимуляция активности участия взводов/групп в жизни образовательной организации.
2. Создание условий для:
- развития гражданско-патриотических качеств личности обучающихся;
- развития социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм: организация для обучающихся экскурсий, имеющих как общую культурную, так и профессиональную направленность, а также походов, способствующих формированию физической культуры и здорового образа жизни;
- самоопределения и социализации обучающихся профессиональной образовательной организации: 1. актуализация профессиональной мотивации, уверенной профессиональной ориентации обучающихся посредством использования воспитательных возможностей изучаемых предметов; 2. организация совместной деятельности образовательной организации с социальными партнерами, попечительским советом института, а также с общественными организациями, центрами дополнительного образования детей и организациями, оказывающими поддержку начинающим предпринимателям (бизнес-инкубаторами);
- формирования экологического сознания и мышления обучающихся;
- формирования физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности;
- творческой активности всех участников целостного образовательного процесса.
3. Организация всех видов воспитательной деятельности, направленных на вовлечение обучающихся в непрерывно совершенствуемую, содержательно постоянно обновляемую жизнедеятельность профессиональной образовательной организации, формирование у обучающихся ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности и производительному общественно-полезному труду:
- Инициирование и поддержание самоуправления посредством деятельности старшинского состава, старост и центров Совета курсантов и студентов;
- Реализация воспитательных возможностей совместной деятельности членов Совета курсантов и студентов с педагогами-тьюторами, закрепленными за его центрами;
- Поддержание традиции коллективного планирования мероприятий, их организации, проведения и анализа в центрах Совета курсантов и студентов;
- Вовлечение обучающихся в кружки и секции ОО, реализация их воспитательных возможностей;
- Освещение в СМИ жизни института, размещение в интернет-среде, социальных сетях материала о деятельности образовательной организации;
- Организация волонтерской деятельности как фактора, способствующего освоению обучающимися социально значимой деятельности.
В целях формирования гуманистической личности, способной к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве, к выстраиванию гармоничных взаимоотношений с коллективом, принятию решений в непредсказуемых ситуациях, к ответственности за себя и за своих подчиненных, уклад образовательной организации строится на следующих принципах деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса:
- целостность педагогического процесса (единство, взаимосвязь интеграция урочной и внеурочной деятельности);
- законность;
- демократизация;
- толерантность и конвергентность;
- открытость и гласность;
- индивидуализация и вариативность;
- сотворчество и соразвитие (коллегиальность, равноправие и инициативность, предусматривающие совместный поиск новых решений);
- культуросообразность;
- рефлексивность воспитания (самооценка, самоанализ деятельности);
- непрерывность и преемственность.
Основными направлениями воспитательной деятельности являются:
- Гражданско-патриотическое: формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- Профессионально-ориентирующее: формирование общих/универсальных компетенций обучающихся, направленных на развитие социальной и профессиональной мобильности, непрерывного профессионального роста, обеспечивающего конкурентоспособность выпускников института на рынке труда, их эффективной самореализации в современных социально-экономических условиях;
- Спортивное и здоровьесберегающее направление: формирование культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развитие способностей по сохранению и укреплению здоровья, морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой;
- Экологическое направление: формирование экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил;
- Студенческое самоуправление: формирование умений и навыков самоуправления, способности к самоорганизации и саморазвитию, подготовка к компетентному и ответственному участию в жизни общества;
- Культурно-творческое направление: формирование социально активной личности путем удовлетворения культурно-познавательных, культурно-творческих, оздоровительных интересов;
- Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство): формирование положительной мотивации к бизнес-ориентированной деятельности, креативного мышления, умения генерировать новые идеи, а также предпринимательских навыков и профессионально-значимых качеств.
В основе организации воспитательной деятельности лежит целостность и взаимосвязь учебного и внеучебного процессов (уклад жизни). Целесообразность единства коллектива педагогов, воспитателей и воспитанников как основы взаимоотношений всех участников образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях командного типа регламентируются дисциплиной, основанной на взаимоуважении, и представляет собой интеграцию педагогического опыта, начиная с опыта кадетских корпусов Петровской эпохи и заканчивая опытом дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Формирование умения подчиняться старшим как обязательному компоненту дисциплины находит сочетание с осмыслением добровольно принятой личностью идеей служения Отчеству и флоту. Воспитание будущего командира вверенного ему подразделения, готового нести ответственность не только за себя и свои приказы, но и за жизнь и здоровье подчиненных (экипажа), подразумевает сотрудничество, основанное на уважительном отношении к личности и флотском/армейском братстве между начальствующими и подчиненными. Уклад жизни образовательной организации командного типа обеспечивает формирование у курсантов и студентов опыта совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний.
Следует отметить и такую особенность уклада жизни Якутского института водного транспорта, связанную с требованиями строгой дисциплины, как четкую регламентированность поведения воспитанников, преподавателей и воспитателей установленными правилами внутреннего распорядка, красоту выполнения ритуалов, единую для всех участников образовательно-воспитательного процесса форму, ритмичность жизни, поддерживаемую построениями и систематическим подведением итогов. Иными словами, объединяющим всех участников образовательно-воспитательного процесса в подобного типа учебных заведениях элементом являются следующие формы организации единого уклада жизни: нравственный кодекс, заложенный в правила внутреннего распорядка, профессиональная лексика и стилистика выражений, знамя ОО, элементы форменной одежды (знаки отличия - нашивки, погоны, шевроны, эмблемы), традиции, ритуалы воинского приветствия, рапорты и т.п.
Уклад жизни ОО соединяет и упорядочивает непосредственно всех участников образовательно-воспитательного процесса, включая родителей, (индивидуально и в группах) в их смыслах и ценностях, в отношениях друг к другу, в функциях и действиях в рамках коллективных практик, в том числе символических, рождая конструкцию коллективного существования в пространстве и времени (организация учебного дня, учебной недели, учебного года и т.д.). В течение учебного года участники образовательно-воспитательного процесса принимают участие в таких мероприятий, как: тематические лекции, семинары-практикумы, тренинги, диспуты, круглые столы, деловые игры, занятия школы повышения квалификации; научно-практические конференции, семинары-совещания; культурно-массовые, культурно-просветительские, спортивно-массовые мероприятия; строевые смотры, конкурсы песни и строя; опросы, анкетирования, социологические исследования, психолого-педагогическое консультирование и т.д.
Организация воспитательной деятельности в институте выполняется структурным подразделением Якутского института водного транспорта – воспитательным отделом. В состав воспитательного отдела входят: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, 7 воспитателей, 1 педагог организатор, музыкальный руководитель, социальный педагог и педагог-психолог. В рамках решения практических задач воспитательный отдел координирует и направляет деятельность органов курсантского и студенческого самоуправления, совершенствует формы и методы воспитания посредством повышения квалификационного уровня классных руководителей, кураторов и воспитателей.
Организационная структура воспитательной деятельности ЯИВТ
|
В рамках воспитательной деятельности в институте действуют Совет классных руководителей и кураторов групп, Совет курсантов и студентов института. Совет классных руководителей и кураторов групп является одной из форм повышения педагогического мастерства классных руководителей, воспитателей и кураторов групп.
Важной составляющей современного уклада жизни образовательной организации, влияющей на состояние мотивации к учению и восприятие обучающимися образовательно-воспитательной деятельности в целом, является самоуправление обучающихся, представленное в Совете курсантов и студентов.
Организация самоуправления являет собой точку соприкосновения в совместной работе педагогов/воспитателей и активных лидеров из числа обучающихся по повышению мотивации к деятельности на благо развития всей образовательной организации. При вовлечении активных лидеров из коллектива обучающихся в работу Совета курсантов и студентов формируются необходимые побуждения, принципы, социальные нормы у всего коллектива обучающихся путем их непосредственного участия в общей деятельности. Роль самого педагога-тьютора заключается в правильном наставлении, индивидуальной работе с обучающимися, заинтересованными в общих целях образовательной организации. При этом педагоги, как и обучающиеся, являются непосредственными участниками самоуправления обучающихся, но в его рамках равными по статусу и по отношению ко всем другим участникам воспитательно-образовательного процесса. Своим участием в системе самоуправления педагоги подчеркивают возможность обучающихся принимать самостоятельные решения и участвовать в управлении организацией. Этот факт обусловлен необходимостью личного примера в любой педагогической деятельности.
Деятельность Совета курсантов и студентов осуществляется через работу дополнительных объединений, именуемых Центрами, организация работы которых подразумевает интегрированную деятельность обучающихся, направленную на применение ими полученных знаний, умений и личностных качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В результате вовлеченности в данную деятельность обучающиеся приобретают такие необходимые профессиональные качества, как инициативность, ответственность за принятие решений, у них формируется социальная активность, они учатся взаимодействовать в команде.
Организационная структура Совета курсантов и студентов |
В целях выполнения внутреннего распорядка дня в институте организована дежурная служба из числа сотрудников и обучающихся института. В состав дежурной службы входят: дежурный по институту, помощник дежурного по институту, дежурные по курсам (ротам), дневальные по курсам (ротам), дежурные по учебным корпусам, дежурные по столовой.
Состав классных руководителей СПО и кураторов ВО на 2024-2025 учебный год:
Взвод | Ф.И.О. |
---|---|
I курс | |
СВ-11 | Саввина Альбина Степановна |
ЭМ-11 | Полуянова Валентина Александровна |
СМ-11 | Тарасова Туйаара Михайловна |
ВП-11 | Слепцова Марина Ивановна |
ОП-11 | Конфедератова Ирина Федоровна |
II курс | |
СВ-21 | Сыроватская Виктория Александровна |
СВ-11(11) | Калиненская Эльжбета Алексеевна |
ЭМ-21 11(11) | Маркова Анна Григорьевна |
СМ-21 | Осипова Галина Аркадьевна |
ВП-21 | Жукова Ксения Петровна |
ОП-21 11(11) | Старков Егор Егорович |
III курс | |
СВ-31 | Боронова Мария Лазаревна |
СВ-21(11) | Щепарева Евгения Олеговна |
ЭМ-31 | Маркова Анна Григорьевна |
СМ-31 | Осипова Галина Аркадьевна |
ВП-31 | Сметанина Ольга Егоровна |
ОП-31 | Павлова Ольга Валерьевна |
IV курс | |
СВ-41 | Разжигаева Наталья Юрьевна |
ЭМ-41 | Полуянова Валентина Александровна |
СМ-41 | Кундос Александр Сергеевич |
ВП-41 | Слепцова Мария Ивановна |
V курс | |
СВ-51 | Тарасова Туййара Михайловна |
Локальные документы:
- Положение о курсантах/студентах Института и правилах внутреннего распорядка (от 16.09.2021г.))
- Положение о воспитательном отделе ЯИВТ (от 28.02.2017г.)
- Положение о курсантском/студенческом общежитии ЯИВТ (от 21.06.2018г.)
- Положение о дисциплинарной комиссии ЯИВТ (от 12.09.2016г.)
- Положение о Центре исторического наследия речников Ленского бассейна (21.06.2018г.)
- Положение о Совете классных руководителей и кураторов (от 29.11.2020г.)
- Положение о Совете курсантов и студентов (от 29.11.2016г.)
- Сборник инструкций дежурной службы ЯИВТ (от 12.09.2016г.)
- Положение о спортивной секции по мини-футболу ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по баскетболу ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по волейболу ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по гиревому спорту ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по пауэрлифтингу ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по тяжелой атлетике ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по настольному теннису ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по шахматам ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по шашкам ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о спортивной секции по пулевой стрельбе ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о студии по вокальному искусству ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
- Положение о студии по современной хореографии ЯИВТ (от 16.09.2021г.)
Рабочие программы по воспитанию:
- Рабочая программа воспитания (2021г.)
- Рабочая программа воспитания (2022г.)
- Рабочая программа воспитания для направления подготовки высшего образования 23.03.01 Технология транспортных процессов
- Рабочая программа воспитания для направления подготовки высшего образования 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
- Рабочая программа воспитания для направления подготовки высшего образования 08.03.01 Строительство
- Рабочая программа воспитания для специальности среднего профессионального образования 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (на водном транспорте)
- Рабочая программа воспитания для специальности среднего профессионального образования 26.02.03 Судовождение
- Рабочая программа воспитания для специальности среднего профессионального образования 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
- Рабочая программа воспитания для специальности среднего профессионального образования 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей
- Рабочая программа воспитания для специальности среднего профессионального образования 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Расписания/графики работы секций и студий:
- Расписание/график работы спортивной секции по мини-футболу
- Расписание/график работы спортивной секции по баскетболу
- Расписание/график работы спортивной секции по волейболу
- Расписание/график работы спортивной секции по пауэрлифтингу
- Расписание/график работы спортивной секции по тяжелой атлетике
- Расписание/график работы спортивной секции по гиревому спорту
- Расписание/график работы спортивной секции по пулевой стрельбе
- Расписание/график работы спортивной секции по настольному теннису
- Расписание/график работы спортивной секции по шахматам
- Расписание/график работы спортивной секции по шашкам
- Расписание/график работы студии по вокальному искусству
- Расписание/график работы студии современной хореографии
Планы:
Общие:
- Календарный план воспитательной работы на 2020-2021 учебный год
- Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
- Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
- Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
- Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
По направлениям ВО и специальностям СПО:
Отчеты:
- Отчет по воспитательной работе за 2019-2020 учебный год (от 29.06.2020г.)
- Отчет по воспитательной работе за 2020-2021 учебный год (от 29.06.2021г.)
Контакты:
+7 (411) 221-84-82 - приемная директора
+7 (411) 221-76-84 - дежурная служба общежития курсантов и студентов
Режим работы:
понедельник-пятница, 08:30 – 16:45
с 13:00 до 14:00 – перерыв на обед
суббота, воскресенье - выходной
Метонахождение:
Главный учебный корпус (г. Якутск, ул. Водников 1/4)
216 кабинет - заместитель директора по воспитательной работе
215 кабинет - старший воспитатель, воспитатели
218 кабинет - педагог-организатор
Спортивный зал - руководитель физического воспитания
314 кабинет - педагог-психолог
112 кабинет - социальный педагог