26.02.03 «Судовождение» (углубленная подготовка)
Фото специалиста в процессе работы:
Краткая историческая справка возникновения и развития пароходства на реке Лене:
В 1861 г. на реке Лена появился первый пароход «Святой Тихон Задонский», построенный в 1858 г.
Ко времени революционных событий на р. Лена работало 40 судов, наиболее крупная компания Глотова на р. Лена имела 11 пароходов.
В 1920 г. (январь – март) на р. Лена проведена национализация флота. Всего по бассейну было национализировано 25 действующих пароходов мощностью 5000 л.с. и 123 баржи грузоподъемностью 24557 т.
В 1923 г. было организовано «Якутское пароходство» («ЯкПар»), которое до 1929 г. осуществляло перевозки в интересах республики. Силами «ЯкПара» были освоены в судоходном отношении верховья р. Алдан и обеспечивались перевозки в низовьях р. Лена. Флот арендовался у «Лензолото».
В 1932 году в г. Якутск открыт Якутский речной техникум, первые выпускники техникума – судоводители и механики.
В 1957 г. произошло «слияние» Ленского речного пароходства и «Лензолотофлота». В этот период «ЛЗФ» работал на 10 реках протяженностью до 7115 км, грузооборот пароходства составлял 200 тысяч тонн. Им обслуживались тресты «Лензолото», «Джугджурзолото», «Мамслюда», «Алданслюда», ГРЭ, 16 пристаней.
С постройкой железной дороги до станции Лена в 1952 году практически полностью утратили былое значение Иркутское, Ангаро-Ленское и Тыреть-Жигаловское направления, соответственно прекратилось и поступление грузов на Качугскую и Жигаловскую пристани.
С 1958 г. началось строительство речного порта Осетрово, где производится перевалка с железной дороги на речные суда оборудования, строительных материалов и промышленных товаров. На многие десятилетия Осетровское направление завоза грузов в Республику Саха (Якутия) речным транспортом стало основным. Одновременно из порта Тикси вверх по реке шли грузы, поступающие по Северному морскому пути.
С развитием Осетровского порта на водных путях Ленского бассейна получили широкое применение грузовые теплоходы грузоподъемностью от 600 до 2000 т. Речной флот стал пополняться судами местной постройки грузоподъемностью до 1500 т (которые могли работать в озерных условиях класса «О» по Правилам Регистра). Эти теплоходы (проект Р-25, Р-25Б и 1754Б) работали на всем протяжении от порта Осетрово до устьев рек Анабар и Колыма, с выходом до Тикси.
Лена, которая была основной транспортной магистралью Северо-Востока России, обеспечивала доставку грузов из центральной части страны — до 80% от всего грузооборота этого региона. В различные годы, в зависимости от экономического состояния страны, объем грузопотока менялся в значительной степени.
В настоящее время, более 100 государственных и негосударственных компаний осуществляют грузовые и пассажирские перевозки по реке Лена и её притокам.
Родственные профессии:
Боцман
Матрос
Помощник шкипера
Рулевой (кормщик)
Тальман
Шкипер
Преимущества профессии:
Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника капитана до высших званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области военно-морского флота, морского транспорта, машиностроения.
Содержание деятельности:
Управление и эксплуатация судна.
Обеспечение безопасности плавания.
Обработка и размещение груза.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок.
Обеспечение безопасности плавания.
Обработка и размещение груза
Анализ эффективности работы судна.
Объекты деятельности:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- судовые энергетические установки и механизмы;
- перевозимые грузы;
- навигационное оборудование;
- коллективные и индивидуальные спасательные средства;
- экипажи судов.
Требования к знаниям и умениям:
Старший техник-судоводитель должен:
Уметь: выполнять обязанности вахтенного помощника капитана судов в области: судовождения; обработки и размещения грузов; эксплуатации судна; технического обслуживания судовых энергетических и механических установок, электрооборудования, электронной аппаратуры и систем радиосвязи; способов личного выживания; противопожарной безопасности и борьбы с пожаром; оказания элементарной первой медицинской помощи; личной безопасности, охраны труда и общественных обязанностей; операций со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками;
Знать: сущность и социальную значимость своей профессии, профессиональную ответственность за результаты своего труда; кодекс внутреннего водного транспорта; кодекс торгового мореплавания; международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, устав службы на судах; наставления по организации штурманской службы; правила технической эксплуатации судов; правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних судоходных путей; правила плавания на внутренних водных путях и международные правила предупреждения столкновения судов в море; общую и специальную лоции; приемы и методы управления и маневрирования судном; правила безопасности и охраны труда на судах речного флота; правила пожарной безопасности на судах и береговых объектах; правила предотвращения загрязнения водного пространства и окружающей среды; устройство судна; правила эксплуатации судовых энергетических установок, устройств и механизмов; устройство и принцип действия электрорадионавигационных приборов и систем; судовое радиооборудование и правила радиосвязи; методы борьбы по обеспечению живучести судна; основы организации деятельности судна, отрасли и управления ими; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности; правила ведения судового журнала заработной платы; инструкции по ведению судовой документации и отчетности.
Профессионально – важные качества:
Старший техник-судоводитель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
- Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
- Маневрировать и управлять судном.
- Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.
- Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
- Применять средства по борьбе за живучесть судна.
- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.
- Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
- Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.
- Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.
Медицинские противопоказания:
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:
1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации
2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит
5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата
6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах
7) Грыжи (все виды)
8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации
9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока
10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания
11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
12) Хронические заболевания среднего уха
13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)
14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии
15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается
16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока
17) Ограничение поля зрения более чем на 20°
18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции
19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год
Область применения профессии:
Область профессиональной деятельности выпускников:
эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):
Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:
1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2
Многоканальный телефон: (4112) 408-009
Приемная: (4112) 42-42-50
Факс: (4112) 42-00-11
Телекс: 135134 LENA RU
direct@lorp.ru
www.lorp.ru
2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,
(Приемная) 8(4112)42-57-76,
факс 8(4112)34-35-49,
lgbuvpis@lgbu.ru,
www.lgbu.ru
Перспективы карьерного роста:
Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.
Название специальности:
26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
Фото специалиста в процессе работы:
Краткая историческая справка о профессии:
Обновление электрооборудования и автоматизации судов, перевозящих грузы по реке Лена, произошло в середине прошлого века (60 – 70-е годы). Именно в эти годы возникла необходимость комплектования экипажей судов специалистами, способными обслуживать и ремонтировать судовую автоматику и электрохозяйство. Первые специалисты были направлены на работу в Якутию из других регионов России. Но начиная с 1989 года в Якутии появились собственные специалисты – электромеханики, это были первые выпускники Якутского речного училища. В настоящее время правопреемник ЯРУ – Якутский институт водного транспорта, продолжает набор и выпуск судовых электромехаников.
Родственные профессии:
Моторист (машинист)
Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования
Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования
Электромонтажник судовой
Электрик судовой
Преимущества профессии:
Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника механика по электрооборудованию до высоких званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области электронной техники, электротехники, автоматики, электроэнергетики, машиностроения.
Ограничения профессии:
Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).
Содержание деятельности:
Техник-электромеханик готовится к следующим видам деятельности:
Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
Организация работы коллектива исполнителей.
Обеспечение безопасности плавания.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Инструмент деятельности:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- судовое электрооборудование и средства автоматики;
- электрооборудование и средства автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок;
- инструменты и оборудование для диагностики и ремонта;
- первичные трудовые коллективы.
Требования к знаниям и умениям:
Техник-электромеханик должен:
Уметь: выполнять работу по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту судового электрооборудования и автоматики, осуществлять наладку, регулировку и проверку электрооборудования; подготавливать техническую документацию для модернизации и модификации электрооборудования с применением систем автоматизированного проектирования; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора материалов, оборудования, измерительных средств и др.; рассчитывать параметры типовых электрических схем и электронных устройств; использовать для расчетных целей средства вычислительной техники; осуществлять технический контроль соответствия качества электротехнических изделий установленным нормативам; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха и оценивать эффективность производственной деятельности; анализировать состояние техники безопасности на производственном участке.
Знать: технические характеристики, конструктивные особенности, назначение судового электрооборудования и автоматики; режимы работы и правила эксплуатации электрооборудования, правила организации наладки, испытания, эксплуатации, обслуживания и ремонта электрооборудования; основные методы измерения электрических и электротехнических величин; основные положения действующей нормативной документации; порядок составления инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации; правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
Профессионально – важные качества:
Техник-электромеханик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.
Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.
Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.
Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Планировать и организовывать работу коллектива исполнителей.
Медицинские противопоказания:
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:
1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации
2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит
5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата
6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах
7) Грыжи (все виды)
8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации
9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока
10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания
11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
12) Хронические заболевания среднего уха
13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)
14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии
15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается
16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока
17) Ограничение поля зрения более чем на 20°
18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции
19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год
Область применения профессии:
Область профессиональной деятельности выпускников:
- техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;
- техническая эксплуатация электрооборудования и средств автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):
Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:
1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2
Многоканальный телефон: (4112) 408-009
Приемная: (4112) 42-42-50
Факс: (4112) 42-00-11
Телекс: 135134 LENA RU
direct@lorp.ru
www.lorp.ru
2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,
(Приемная) 8(4112)42-57-76,
факс 8(4112)34-35-49,
lgbuvpis@lgbu.ru,
www.lgbu.ru
Перспективы карьерного роста:
Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.
Название специальности:
26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей»
Фото специалиста в процессе работы:
Краткая историческая справка возникновения и развития партий, по обслуживанию водных путей реки Лены:
Первой государственной организацией, выполняющей функции исследования, обслуживания и текущего ремонта водных путей Ленского бассейна явилась созданная в 1911 году партия по исследованию рек Ленского бассейна которая подчинялась Управлению Внутренних Водных Путей Амурского бассейна МПС.
В 1911 году партия впервые выполнила рекогносцировочное исследование реки Лены от Качуга до г. Якутска с продольными промерами русла, реки Витим, от устья до г. Бодайбо, реки Алдан, от устья до п. Усть-Мая. Составлена первая лоцманская карта реки лена от Качуга до с. Витим.
В период с 1912 по 1918 год эта партия занималась мензульно – тахеометрической съемкой русла реки Лены от Качуга до села Витим и по реке Витим от устья до г. Бодайбо. Была создана геодезическая опорная сеть, организован ряд водомерных постов и гидрометрических станций.
1912 год является годом начала создания обстановки фарватеров на реках Ленского бассейна и уже к 1918 году береговая обстановка на перекатах действовала от Качуга до п. Витим по реке Лене и на реке Витим от устья до г. Бодайбо.
При отсутствии в бассейне руслоочистительных и дноуглубительных снарядов для проведения работ по улучшению судоходных условий используются примитивные ручные черпаковые краны, это-же время начинаются первые работы по возведению выправительных сооружений.
В этом же году Главным Географическим управлением выполнены промерные работы дельты реки Лены.
Хронология формирования и создания института путейцев Ленского бассейна:
Первое Управление речных и дорожных исследований и работ в Ленско – Байкальском районе образовано в г. Иркутске и действовало с 1918 по 1919 год;
Затем в период с 1920 по 1922года создается Служба пути Иркутского РУПВода Сибирского округа путей сообщения НКПС с размещением в г. Иркутске;
С 1922 по 1925 год – подотдел пути водно-технического отдела пароходства «Лензолото», в г. Киренске;
В 1926 году создается Управление внутренних водных путей Ленского бассейна НКПС («Ленводпуть») в г. Киренске;
В 1930 году создается Служба пути, строительства и связи («Путьстрой») Управления Ленского Государственного речного пароходства Наркомвода («Ленгоспар») в г. Якутске;
С 1938 года Ленское Бассейновое Управление Пути ЦУ Рекпути Наркомвода перебазируется в г. Киренск и находится там до 1944 года. Осенью этого же года Ленское Бассейновое Управление Пути переводится в г. Якутск.
С 1944 года центром по управлению на водных путях Ленского бассейна становится город Якутск.
В 1989 году Ленское Бассейновое Управление преобразовано в Якутское производственное объединение водных путей (Приказ МРФ РСФСР № 93 от 24.07.89г.).
В период реформирования государственного управления Российской Федерации происходили последовательные реформы в целях обеспечения государственного регулирования работы речного транспорта и управления на внутренних водных путях.
В марте 2013 года Федеральное Бюджетное Учреждение Ленское Бассейновое Управление Внутренних Водных Путей и Судоходства реорганизовано в Федеральное Бюджетное Учреждение «Администрация Ленского Бассейна Внутренних Водных путей.
Родственные профессии:
Бригадир изыскательской русловой партии
Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах
Монтер судоходной обстановки
Моторист (машинист)
Оператор специальных устройств земснарядов
Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партии
Путевой рабочий тральной бригады
Слесарь-судоремонтник
Преимущества профессии:
Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от рабочих изыскательских партий до начальников районов водных путей. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области строительства и архитектуры, транспорта, машиностроения.
Ограничения профессии:
Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).
Содержание деятельности:
Эксплуатация и обслуживание судов технического флота.
Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.
Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.
Обеспечение безопасности плавания.
Управление структурным подразделением.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Инструмент деятельности:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- суда технического флота, вспомогательные суда и другие плавучие средства, используемые при путевых работах;
- судовые энергетические установки, судовые механизмы и устройства, системы, их агрегаты, узлы, детали;
- внутренние водные и морские пути;
- техническая и технологическая документация;
- первичные трудовые коллективы.
Требования к знаниям и умениям:
Техник должен:
Уметь: исполнять обязанности вахтенного помощника командира судов технического флота в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Уставом службы на судах; выполнять геодезические, гидрометрические и гидрологические работы при производстве водных изысканий, работы по содержанию навигационного оборудования; проектировать землечерпательные прорези и обеспечивать их устойчивость; составлять наряды-задания на различные виды работ дноуглубительного флота и изыскания; обеспечивать оптимальные технологические режимы землечерпания; проводить техническое обслуживание энергетических установок и судового оборудования; выполнять основные экономические расчеты, связанные с производственной деятельностью; обеспечивать охрану труда и выполнение требований производственной санитарии; пользоваться судовыми противопожарным и спаса-тельным оборудованием и средствами; плавать; оказывать помощь утопающим, доврачебную помощь при различных травмах и несчастных случаях; осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма; организовывать оперативные мероприятия по ликвидации последствий аварий, по спасению людей и их имущества;
Знать: руководящие и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий речного транспорта; законодательство об охране и рациональном использовании ресурсов и основные документы об охране вод от загрязнения; организацию и производство гидрологических исследований и инженерно-гидрографических изысканий для проектирования и производства путевых и добычных работ; технологические процессы дноуглубительных, скалоуборочных и тральных работ, работ по добыче нерудных строительных материалов; устройство судов технического флота, энергетических установок и вспомогательных механизмов, судового электрооборудования, систем автоматического управления, регулирования и защиты судовых установок и механизмов земснарядов; средства навигационного оборудования внутренних водных путей; правила технической эксплуатации земснарядов; системы управления электрическими приводами рабочих и вспомогательных механизмов; принципы автоматизации технологических процессов и управления механизмами и системами; правила технической эксплуатации и обслуживания электрического оборудования; наставления и правила борьбы за живучесть судна; правила Российского Речного Регистра; Правила плавания на внутренних водных путях; Уставы: службы на судах речного флота и о дисциплине работников речного транспорта.
Профессионально – важные качества:
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
- Выполнять вахтенные производственные задания с соблюдением соответствующих технологий.
- Выполнять производственные операции.
- Пользоваться техническими инструкциями, наставлениями и технологическими картами.
- Эксплуатировать рабочие устройства и оборудование земснарядов.
- Управлять главными двигателями и механизмами, обеспечивать их техническую эксплуатацию, содержание и ремонт в соответствии с правилами технической эксплуатации.
- Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна, судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.
- Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.
- Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.
- Осуществлять изыскания для обеспечения всех видов путевых и добычных работ.
- Производить расчеты русловых деформаций при проектировании путевых работ, трассирование землечерпательных прорезей и обеспечение их устойчивости.
- Составлять наряд-задания на различные виды работ технического флота и изыскания.
- Составлять схемы расстановки средств навигационного оборудования.
Медицинские противопоказания:
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:
1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации
2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит
5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата
6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах
7) Грыжи (все виды)
8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации
9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока
10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания
11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
12) Хронические заболевания среднего уха
13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)
14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии
15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается
16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока
17) Ограничение поля зрения более чем на 20°
18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции
19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год
Область применения профессии:
Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация и обслуживание судов технического флота и судовых установок, механизмов и устройств; выполнение геодезических, гидрометрических и гидрологических работ при производстве водных изысканий; обеспечение надежного действия навигационного оборудования.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):
Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:
1. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2
(Приемная) 8(4112)42-57-76,
факс 8(4112)34-35-49,
lgbuvpis@lgbu.ru,
www.lgbu.ru
2. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2
Многоканальный телефон: (4112) 408-009
Приемная: (4112) 42-42-50
Факс: (4112) 42-00-11
Телекс: 135134 LENA RU
direct@lorp.ru
www.lorp.ru
Перспективы карьерного роста:
Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.
Название специальности:
26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
Фото специалиста в процессе работы:
Краткая историческая справка:
Появление профессии судового механика в Якутии напрямую связано с историей развития судоходства на реке Лена. Появление первого механика на реке можно считать 1861 год, когда появился первый пароход «Святой Тихон Задонский». Перед Великой Отечественной войной в г. Якутске открылся первый речной техникум, это событие произошло в 1932 году. С этого года Якутский речной техникум начал выпускать специалистов – судовых механиков. Главным предприятием, нуждающимся в судовых механиках, многие годы являлось Ленское объединенное речное пароходство. В настоящее время работодателями являются: ОАО «ЛОРП», ФГУ «АЛБ ВВП», СК «Якутия», частные предприятия речного флота.
Родственные профессии:
Моторист (машинист)
Слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры
Механик (судовой)
Механик по судовым системам
Преимущества профессии:
Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника механика до высших званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области военно-морского флота, морского транспорта, машиностроения.
Ограничения профессии:
Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).
Содержание деятельности:
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования.
Обеспечение безопасности плавания.
Организация работы структурного подразделения.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Инструмент деятельности:
- судно;
- судовое энергетическое оборудование;
- энергетические установки буровых платформ и плавучих дизельных электростанций;
- газо-турбокомпрессорные установки;
- судоремонтные и судостроительные организации;
- судовое электрооборудование и средства автоматики;
- электрооборудование и средства автоматики буровых платформ и плавучих дизельных электростанций.
Требования к знаниям и умениям:
Техник-судомеханик должен:
Уметь: анализировать режимы эксплуатации судовой энергетической установки и находить оптимальные решения ее технического обслуживания при работе на заданном режиме; разбирать, ремонтировать, собирать судовые технические устройства и механизмы, регулировать их рабочие параметры, диагностировать их работу, читать схемы и чертежи; принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях; применять средства борьбы за живучесть судна и судовые спасательные средства;
Знать: основы теории двигателей внутреннего сгорания, котельной установки, электрических машин, турбоустановок, паровых машин, систем автоматического регулирования, управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем электрооборудования, электронных; термодинамические процессы работы судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов; основы теплопередачи в теплообменном оборудовании; основы теории гидравлики; основные положения нормативной документации судовладельца и Министерства транспорта Российской Федерации по судоходству и трудовой деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, судовой санитарии, противопожарной защиты; требования Российского морского регистра судоходства и международных конвенций; основные положения Кодекса торгового мореплавания; Устав службы на судах.
Профессионально – важные качества:
Техник-судомеханик должен обладать профессиональными компетенциями:
- Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
- Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.
- Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
- Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.
- Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Медицинские противопоказания:
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:
1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации
2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит
5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата
6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах
7) Грыжи (все виды)
8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации
9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока
10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания
11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год
12) Хронические заболевания среднего уха
13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)
14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии
15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается
16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока
17) Ограничение поля зрения более чем на 20°
18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции
19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год
Область применения профессии:
- техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;
- техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок.
Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):
Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:
1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2
Многоканальный телефон: (4112) 408-009
Приемная: (4112) 42-42-50
Факс: (4112) 42-00-11
Телекс: 135134 LENA RU
direct@lorp.ru
www.lorp.ru
2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,
(Приемная) 8(4112)42-57-76,
факс 8(4112)34-35-49,
lgbuvpis@lgbu.ru,
www.lgbu.ru
Перспективы карьерного роста:
Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.