Реконструкция Жатайской судоверфи стартовала в апреле 2019 году по поручению Владимира Путина в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». На реализацию амбициозного проекта из федеральной казны выделили более 4,1 млрд рублей. Проект позволит обновить речной флот Якутии и Ленского бассейна. Также здесь будут выпускаться высокотехнологичные суда для грузоперевозок в Арктике – через Северный морской путь.
Модернизацию завода, который был открыт еще в 40-х годах, планируют завершить в 2021 году. Уже в 2025 году на предприятии смогут выпускать до десяти современных речных судов в год. Всего до 2036 году на судоверфи произведут до 130 судов. Кроме того, на предприятии будут модернизировать существующие суда и утилизировать устаревшие.
В ожидании запуска обновленной судоверфи портал tvoidv.ru обсудил с директором Якутского института водного транспорта Ярославом Стреком, как ведется подготовка специалистов для речного транспорта в республике и увеличится ли набор в учебных заведениях.
- Чувствуется ли возросший интерес населения к речному образованию в свете строительства новой Жатайской судоверфи?
- Как и в других учебных заведениях, в связи со сложным эпидемиологическим положением ситуация с абитуриентами была не лучшая. Но когда другие учебные заведения ещё добирали студентов, мы по очной форме уже закрыли набор. По некоторым направлениям подготовки и специальностям был конкурс до четырех человек на место. Поэтому можно с уверенностью сказать, что интерес к нашему учебному заведению возрос, ребята поступают с удовольствием. Если когда-то по очной форме обучения на программах высшего образования у нас обучалось 57 человек, то сейчас у нас более 180 студентов-очников. А всего по программам высшего образования на сегодняшний день обучается более 470 человек. Сейчас мы продолжаем набор на заочную форму обучения и в ноябре ждем пополнение студентов в ряды обучающихся нашего института. В следующем году планируется увеличение числа бюджетных мест по программам высшего образования с 57 до 78. По программам среднего профессионального образования предусмотрено 150 бюджетных мест. Кроме этого, стоит отметить, что на протяжении нескольких лет Якутский институт водного транспорта ведет активную работу по подготовке кадров за счёт республиканского бюджета по целевой программе.
Институт водного транспорта существует уже более 88 лет. В 1932 году был образован Якутский речной техникум, а с 1960 года в Якутии есть высшая школа речного транспорта. Два учебных заведения работали на одних площадях, но не имели юридического отношения друг к другу. Как правило, выпускники речного училища переходили в институт для получения высшего образования. Основной курс обучения проходил в Якутске, а дипломы защищали в Новосибирске. В 2007 году произошло объединение учебных заведений среднего и высшего образования.
- Человеку со стороны интересно, в чем разница между средним и высшим образованием у вас?
- В Якутском институте водного транспорта имеются различия в направлениях подготовки высшего образования и специальностях среднего профессионального образования. Что касается принципиального отличия среднего профессионального образования от высшего, то это в первую очередь функции управления.
Выпускников среднего профессионального образования мы готовим не просто для работы на водном транспорте. Это будущие командиры флота, капитаны и механики, старпомы, командиры земснарядов. Отсюда и особенности не только обучения, но и воспитания в нашем институте – дисциплина, командный дух, лидерство, отличная физическая подготовка. Именно эти качества мы, в первую очередь, стараемся привить своим воспитанникам.
Выпускники с высшим образованием – это следующий этап после школьного или среднего профессионального образования. Это люди, которые могут управлять работой группы людей, однако стоит отметить, что для того, чтобы стать первым лицом организации необходимо обучение в магистратуре. Наши выпускники могут продолжить обучение в магистратуре нашей головной организации. Мы же организовываем здесь вступительные испытания, полностью сопровождаем, причём не только для своих выпускников, но и для ребят с других вузов. Магистрант едет в Новосибирск уже на учебу. Сейчас транспортная доступность Новосибирска великолепная. Субсидированные билеты для ребят младше 23 лет стоят 5,5 тысяч рублей в одну сторону, общежитие предоставляется.
- А не будет ли переизбытка кадров?
- Нет, наши кадры востребованы. Выпускники работают не только в речном пароходстве и связанных с ним отраслях. Есть масса направлений, имеющих отношение не только к водным путям. «Якутскэнерго», например, забирают всех электриков, которых мы им даём, а потом приходят и спрашивают, есть ли еще. Круг работодателей у нас очень широк. Что касается среднего профессионального образования, безусловно, мы их, в первую очередь, готовим для работы на водном транспорте. Все специальности имеют отношение к этому. Хотя у нас есть и случаи, когда после нашего института уходят в театральные вузы! В первую очередь, мы воспитываем полезных обществу людей.
- Как ваш институт сотрудничает с Жатайской судоверфью?
- Мы работаем с ней с момента ее открытия. Я лично являюсь одним из членов экспертного совета по определению технологической комплектности и оценки технико-технологической линии судостроения Жатайской судоверфи. Мы рассматривали документацию по проекту и выбору оборудования. Безусловно, огромную работу выполняют специалисты пароходства, самой судоверфи, но и мы имеем интерес и отношение к этой работе.
Сложно переоценить значимость строительства Жатайской судоверфи для нашего учебного заведения! И наши выпускники, и ребята с Жатайского техникума поступают на специальность «Кораблестроение» в город Новосибирск, чтобы потом вернуться сюда.
У нас есть перечень вакансий, которые будут нужны на судоверфи. Львиная доля специалистов требуется по профессиям, не связанным с высшим образованием. И большую часть кадров для судоверфи готовит Жатайский техникум, что, в общем-то, и правильно. Еще в советское время он для этого и создавался. Мы же, в свою очередь, готовим кадры, которые будут эксплуатировать созданные современные суда. Ими ведь нужно уметь управлять. Мы не конкуренты, не толкаемся локтями, а выполняем одну важную государственную задачу.
- Как представитель «речников», расскажите, какие ощущения и впечатления в отрасли от грядущего обновления Жатайской судоверфи?
- Восторг. Потому что Жатайская судоверфь республике нужна очень давно. Назрела колоссальная необходимость строительства новых судов. И по техническим характеристикам, и по моральному, и по физическому износу.
Строительство Жатайской судоверфи для нас как глоток свежего воздуха. Надеюсь, что все будет выполнено в срок и качественно. С удовольствием будем готовить специалистов для работы на этом флоте.
Республика сможет делать флот под наши цели. Флот уже будет у нас на реке, не нужно его перегонять. У нас особенные условия эксплуатации. И дай Бог, чтобы потом, когда закроются потребности нашего флота, будут исполняться заказы и из других регионов.
Отличные суда строили в Советском Союзе и дружественных государствах, но флот устарел. Сейчас говорить о том, что в России не работает судостроение, нельзя. Но региональные заводы загружены, а суда не рассчитаны под выполнение наших задач. Одним из примеров современных условий эксплуатации является требование наличия двойного дна и двойных бортов – это обеспечивает экологическую безопасность перевозки нефтепродуктов. С одним дном и одним бортом суда сейчас нельзя эксплуатировать, потому что, если такое судно сядет на мель и появится протечка, топливо окажется в реке. Мы добавляем борта, но от этого уменьшается грузоподъемность судов. Кроме этого, ввиду большой грузоподъемности имеющихся судов, вследствие небольших глубин на отдельных участках рек суда приходится загружать частично, и, как следствие, они переносят из точки А в точку Б массу пустого пространства. А новые суда будут иметь грамотные, технически выверенные характеристики для эксплуатации именно в наших суровых условиях работы.