18 января 2019 года в Якутском институте водного транспорта состоялось торжественное открытие именной аудитории, посвященной Почетному работнику водного транспорта Республики Саха (Якутия) Николаю Геннадьевичу Спирину.
Николай Геннадьевич Спирин родился в семье речников 19 февраля 1958 года в городе Миасс Челябинской области. В раннем детстве Николай с семьёй переехал на север, в столицу Якутии - город Якутск. Тогда он не подозревал, что этот город станет для него родным, несмотря на его суровый климат и отдаленность от центра России. В далеком 1965 году он пошёл в первый класс средней общеобразовательной школы г Якутска №4. После окончания 4 класса Николай учился в средней школе г. Якутска №16. В те времена основное среднее образование получали за 8 лет обучения в школе, поэтому уже в 1973 году Николай встал перед сложным выбором: продолжить обучение в 9-10 классах или пойти учиться в среднее профессиональное учебное заведение.
На тот момент в городе Якутске у молодежи большой интерес вызывал водный транспорт. В 70-ые годы водный транспорт напрямую влиял на развитие Республики, имеющей обширные территории. Как мы знаем, здесь и по сей день отсутствуют разветвлённые сети сухопутных дорог. Река была единственной дорогой, по которой можно было поддерживать сообщение с самыми труднодоступными районами. Актуальная в те времена проблема речного сообщения способствовала ежегодному приумножению в Ленском бассейне транспортных судов различного типа. Город Якутск постепенно становился крупным узлом водного транспорта, нуждающимся в большом количестве специалистов-речников.
Следуя семейным традициям, юный Николай решил поступить в Якутское речное училище, которое и тогда являлось, и сегодня остаётся признанной кузницей кадров речной отрасли всей Республики. Влюблённый в водную стихию, заинтересованный речной романтикой, летом 1973 года выпускник школы № 16 Николай Геннадьевич Спирин, сдав вступительные испытания, поступает в Якутское командное училище и становится курсантом гидротехнического отделения. Выбрав одно из сложнейших направлений в училище, он усердно изучает все основы гидрологии и водных изысканий. Это был ответственный и активный курсант. Усердно занимаясь в ДЮСШ в секции легкой атлетики, Николай Геннадьевич не раз защищал честь училища на различных спортивных соревнованиях городского и республиканского уровней. Николай Геннадьевич до конца жизни сохранил верность курсантскому братству: он всегда поддерживал теплые дружеские отношения со своими однокурсниками, никогда не терял с ними связь, куда бы ни забрасывала их судьба. В 1977 году он оканчивает наше учебное заведение и устраивается на работу третьим помощником механика земснаряда в Якутский район водных путей и судоходства. Начинается его трудовая биография.
Стоит отметить, что 1977 год для Николая Геннадьевича был очень важным. Это был год его вхождения в профессию, год его вступления в семейную жизнь. Сразу после окончания училища, 12 августа 1977 года, он женился на Татьяне Юрьевне, и уже в 1978 году у них рождается первый ребенок, дочь Лидия. Счастливых 39 лет семейной жизни выпало на его долю. С Татьяной Юрьевной они подарили жизнь дочери Лиде и сыну Владимиру, согрели своей любовью двоих внуков и двух внучек. Николай Геннадьевич был человеком цельным и честным, он до конца жизни оставался верен своей любимой жене, детям и внукам, радовался их успехам, гордился ими... Семья была его опорой и поддержкой, его надёжным тылом, который позволил ему добиться профессиональных высот.
Николай Геннадьевич был человеком, который никогда не прятался от трудностей, не искал «теплого местечка», поэтому, когда из военкомата ему приходит повестка в армию, он, несмотря трудности, связанные с появлением в семье новорождённой дочери, ни минуты не сомневается в необходимости отдать гражданский долг Родине. Служба началась 15 апреля 1978 года. Его распределили отнюдь не в военно-морской флот для службы на судах, а в танковые войска войсковой части 04029, находившейся в Забайкальском крае, в поселке Каштак. Уже в первые месяцы службы офицеры оценили его профессиональные знания и несомненные лидерские качества, полученные в командном учебном заведении. Рядовой Спирин, получив очередное воинское звание, стал командиром боевой машины. Но и этим его достижения в армии не ограничились: спустя год службы сержант Спирин, уже старшина батальона, приказом № 68 от 15 апреля 1979 года был награждён нагрудным знаком «Отличник Советской армии».
Весной 1980 года Николай Геннадьевич демобилизовался и вернулся в родной уже Якутск. Он устроился капитаном на теплоход «Биолог» в организацию под названием «Воссибниирыбпроект», где работал на протяжении 8 лет. Посвятив свою жизнь флоту, он не остановился на достигнутом: в 1984 году он поступил на учёбу без отрыва от производства в Новосибирский институт инженеров водного транспорта (ныне известный нам как Сибирский государственный университет водного транспорта) по направлению «Судовождение». В 1988 году он пробует новое для себя направление - устраивается морским инспектором в Якутский речной порт. Проработав там 2 года, окончив НИИВТ, он переводится с береговой, как говорят на флоте, должности на должность капитана скоростного судна «Ракета 269». Отработав 3 месяца, капитан Спирин зарекомендовал себя как профессионал высокого класса, поэтому его переводят на более габаритный скоростной теплоход «Метеор 236». В 2007 году он покидает Якутский речной порт и устраивается капитаном в Якутский район водных путей и судоходства на скоростное судно «Восход 1», работает там до 2011 года. Хочется добавить, что работу на «Восходе» Николай Геннадьевич всегда вспоминал с удовольствием, с любовью.
История работы Николая Геннадьевича Спирина в Якутском командном речном училище начинается с двух тысячных годов, когда он решает в зимнее время совмещать работу капитана с деятельностью капитана-наставника и преподавателя, читая нашим курсантам такие дисциплины, как «Лоция» и «Судовождение». Начав свою преподавательскую деятельность с небольшой почасовой нагрузки, Николай Геннадьевич снова влюбляется в своё родное учебное заведение. Именно поэтому уже в 2001 году он пробует себя в качестве командира роты, а в 2003-м становится заведующим судоводительским отделением. Многие курсанты, студенты и сейчас называют Николая Геннадьевича отцом судоводителей. Это заслуженное определение он приобрел благодаря своей уникальной индивидуальной способности просто, понятно, доступно преподносить сложную информацию о тонкостях профессии обучающимся. Большой опыт работы на флоте позволял ему поддерживать у курсантов устойчивый интерес к выбранной профессии, раскрывать ценность полученных на уроках теоретических знаний в последующем их применении на плавательной практике, дающей перспективы экономического благосостояния каждому курсанту. С 2010 по 2016 годы он продолжал развивать уже Якутский институт водного транспорта и совмещал свою педагогическую деятельность с должностью заместителя директора по учебно-производственной практике. 10 декабря 2012 года он получил высокую оценку его профессиональной деятельности, став Почетным работником водного транспорта Республики Саха (Якутия).
Николай Геннадьевич Спирин действительно является наглядным современным примером для каждого работника, курсанта, студента Якутского института водного транспорта, ведь, несмотря на все сложности жизни, он ни на одно мгновение не изменил своему любимому делу. До последних дней своей жизни Николай Геннадьевич посвящал себя обучению и воспитанию будущих специалистов водного транспорта. Благодаря ему многие выпускники Якутского командного речного училища – Якутского института водного транспорта стали профессионалами в своем деле.
18 января 2016 года, на 58 году жизни, Николай Геннадьевич покинул нас, но оставил о себе вечную память как о высококвалифицированном педагоге-речнике, грамотном капитане, верном товарище и друге.
Автор: Д.И. Павлов, В.А. Долгов, Р.И. Слепцова