20 октября 2021 года в Якутском институте водного транспорта состоялся информационный час, посвященный Дню начала создания регулярного Российского флота. В 2021 году ему исполнилось 325 лет. Этот исключительно важный шаг в развитии российской государственности был сделан благодаря мудрой прозорливости, несгибаемой воле и твердой решимости Петра I. Всего за 30 лет (1696-1725) был создан Российский Императорский флот, в состав которого входили Балтийский и Азовский флоты, а также Каспийская флотилия. Со временем его флаг стал известным и уважаемым в портах и странах на всех океанах.
Дата празднования годовщины создания регулярного Российского флота была вполне обоснованно выбрана из нескольких предлагавшихся вариантов. Это и понятно, поскольку формирование столь важного вида вооруженных сил — это не одноразовый акт, а последовательность весьма значительных событий, каждое из которых можно было бы считать начальной вехой в его истории.
Роль флота в вооруженных силах страны была осознана Петром I и его генералами сразу после неудавшегося первого Азовского похода в 1695 году. Тогда же было решено с целью содействия сухопутным войскам во взятии турецкой крепости Азов к весне 1696 года построить Азовский флот. С этого времени стали создаваться основные атрибуты флота как регулярной военной силы, началась подготовка флотских кадров, и были заложены основы кораблестроения.
Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли — парусно-гребной фрегат «Апостол Петр» и первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Фрегат строил прекрасный мастер по галерам датчанин Август Мейер, а линейный корабль — сам Петр I по собственному замыслу и своим чертежам. В мае 1696 года Петр I подписал первый морской законодательный документ — «Указ по галерам».
Весной 1696 года было завершено строительство Азовского флота, а летом того же года взят Азов. Однако овладение этой сильной и стратегически важной турецкой крепостью не решало проблему выхода в Черное море, поскольку Керченский пролив оставался в руках турок. Необходимо было продолжать войну и строительство флота. В связи с этим Петр I направляет в Боярскую думу свои предложения по восстановлению крепости Азов, заселению ее людьми из коренных российских губерний, поскольку крепость была разрушена и сожжена дотла.
Второе предложение непосредственно касалось строительства флота. Петр I пишет, что воевать по морю гораздо удобнее, поскольку сокращаются расстояния, и считает необходимым построить хотя бы 40 кораблей. Решение этих вопросов требовало больших средств, поэтому Дума заседала два раза. По итогам первого заседания 20 октября 1696 года в документе Думы записано: «Морским судам быть…». На заседании 4 ноября был решен вопрос о количестве и сроках постройки кораблей.
Выбор даты создания флота
Выделив из думского документа фразу «Морским судам быть» и дату ее документального оформления, решили считать это днем создания регулярного российского флота. Хотя фактически 20 октября 1696 года Боярская дума лишь подтвердила, что России нужен регулярный флот, как военная сила, поскольку защищать свои интересы на приморских направлениях только сухопутными войсками было уже невозможно.
Этот выбор был вполне обоснованным, поскольку решение Думы по своей сути означало грандиозное преобразование России — в то время крупнейшего континентального государства, в мощную морскую державу. Отмечая историческую важность этого решения, позднее, при выборе исходной точки создания регулярного флота России, Морское ведомство настаивало на принятии именно этой даты.
В 1796 году 100-летие Российского флота не отмечалось. Адмиралтейств-коллегия провела 20 октября свое заседание, но о юбилее флота на нем не упоминалось. В 1896 году празднование 200-летия флота отмечалось одновременно с 200-летием основания Санкт-Петербурга. Зато 300-летие российского флота отмечалось в 1996 году торжественно, празднично и широко.
Наш самодержец прекрасно понимал, что освоение морских просторов является самой действенной гарантией силы и независимости России, ее прочных торговых, экономических, политических и культурных связей со всем окружающим миром. Под его руководством был одержан целый ряд крупных побед, среди которых нельзя не отметить Гангутскую победу. Только после нее нам удалось завоевать господство на Балтийском, а затем и на и Каспийском морях, в результате чего Россия из сугубо континентальной страны превратилась в великую морскую державу.
Наличие сильного военного флота имело решающее значение для укрепления международного влияния России и ее самого активного участия в решении европейских проблем. Однако после Петра далеко не все наши правители понимали это, поэтому у российского флота была трудна судьба. В ней были великие победы и тяжелые поражения, но самыми горькими были периоды упадка и немощи, которые лишали нашу страну статуса морской державы. Один из таких периодов пришелся на время распада Советского Союза и последующие годы.
Зато к возрождению морской мощи страны приступали сразу, как только приходило понимание, что боеспособный флот – это мощный инструмент внешней политики и убедительный аргумент в разногласиях с любым противником. Анализируя этот длительный исторический период, можно с уверенностью сказать, что только за создание Российского флота, с учетом всей сложности и многогранности этой грандиозной задачи, царь Петр достоин войти в историю нашей страны с почетным званием — Великий.