Исследователи, изучающие открытку, отмечали её огромный информационный потенциал. Видный филокартист Э.Б. Файнштейн указывал, что открытка является «бесспорным документом эпохи».
1895-1982 годы называют «золотым веком» почтовой открытки. В эти десятилетия почтовые карточки претерпели серьёзные изменения и, что самое главное, приобрели большое значение как средство коммуникации.
Период, когда почтовые открытки вошли в моду, совпал с периодом стремительного развития и прогресса транспорта. Неудивительно, что железнодорожный транспорт, а позже автомобили стали любимой тематикой почтовых открыток. Кроме того, на открытках постоянно изображали вокзалы, которые прозвали «соборами нового века». Прежде всего, главные вокзалы внушали уважение своей монументальностью, как, например, открывшейся в 1900 Саратовский вокзал (после 1940-х годов – Павелецкий вокзал). Помимо прочего, вокзал был излюбленным местом горожан, где также можно было быстро купить открытку по прибытии или во время отправления. Можно утверждать, что популярность открытки была тесно связана с расширением общественных, а именно – географических – границ и возможностью путешествовать, которая появилась в конце XIX столетия благодаря широкому развитию железных дорог. С помощью открыток стало возможно проследить путешествие человека.
Большим спросом пользовались открытки с известными видами, например, с изображением видов Москвы и Петербурга или их знаменитых достопримечательностей – Красной площади или памятника Петру I (Медный всадник).
Почтовые открытки с достопримечательностями стали неотъемлемым атрибутом туризма. Почтовые открытки с видами помогали визуально открыть мир для широких кругов населения, пробуждали тягу к путешествиям или просто информировали о местонахождении: «Кому Господь желает оказать благоволение, тому он дарит возможность путешествовать и видеть то, что изображено на этой открытке, своими глазами», – вот одна из надписей на почтовой открытке конца XIX века.
В 1890 году в России выпустили 26 миллионов почтовых открыток, в 1910 году – 337 миллионов, а в 1965 – свыше 1 миллиарда. Эти данные свидетельствуют о том, что открытки являлись средством общения первой степени важности. Отправление открыток вплоть до 1990-х годов ХХ века было излюбленным способом поддержания связей на дальних расстояниях по всему миру.
29 сентября в рамках мероприятий, посвящённых 60-летию высшего водного образования в РС (Я), в читальном зале Якутского института водного транспорта состоялось открытие выставки «История почтовой открытки». На выставке, подготовленной сотрудниками библиотеки, были представлены открытки с видами памятных мест и достопримечательностей городов России, среди которых и железнодорожные вокзалы.
Активное участие в открытии выставки приняли студенты первого курса специальности «Технология транспортных процессов». Рассказ об истории почтовой открытки сопровождался чтением стихов Иосифа Уткина, Роберта Рождественского, Юрия Апенченко. Поэтические строки, посвященные вокзалам, прилётам, самолётам и поездам эмоционально и выразительно прочли Светлана Богданова, Андрей Клепечин, Арина Семёнова, Саргылана Стасюк, Виктор Прокопьев.
Знакомство с выставкой вызывает интерес, желание увидеть своими глазами те места, которые изображены на открытках, побывать в других городах, окунуться в атмосферу вокзалов, где «вечно пять минут до отправленья и вечно до прибытья пять минут».
Авторы: О. И. Пашкевич, Э. А. Калининская