Особенный день Якутского института водного транспорта

Дорогие друзья!


Мы ждем и ответственно готовимся к встрече нашего девяностолетнего юбилея, который долгое время наш институт отмечал 10 апреля. Однако, сотрудниками нашего института проведена глубокая архивная работа и не так давно был обнаружен оригинал приказа народного комиссариата водного транспорта №139 от 2 апреля 1932 года за подписью комиссара Янсона Николая Михайловича. У нас сегодня юбилей, ура!!

Обнаруженные обстоятельства сделали нас на одну неделю и один день старше!
Кроме этого, теперь мы знаем, что у нас есть родственники, родившиеся с нами в один день.

Это три техникума, организованные для обучения работников речного флота и два - морского!

Приказ гласит:

В целях подготовки из местного коренного населения среднетехнических кадров для водного транспорта, на основании утвержденного Правительством плана подготовки кадров, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Открыть в 1932 году новые техникумы

А. ПО РЕЧНОМУ ТРАНСПОРТУ.

1. ДНЕПРО-ДВИНСК. УРТа в г. Гомель

2. ВОЛЖСКОГО УРТа в г. Казань

3. МОСКОВСКО-СКСК. УРТа в затоне Шаморск.

4. ЛЕНИНСКОЕ УРТ в г. ЯКУТСК

Б. ПО МОРСКОМУ ТРАНСПОРТУ.

1. АЗОВСКИЙ бассейн СТФ-та в г. Мариуполь

2. ЧЕРНОМОРСК в г. НОВОРОССИЙСК

Кроме этого, были указаны и конкретные мероприятия по организации работы техникумов в части определения профилей обучения, контингента, программ обучения, финансирования, управления и сроков начала обучения.

Хотим отметить роль и вехи судьбы человека, сыгравшего для нашего института судьбоносную роль.

Янсон Николай Михайлович (24 ноября (6 декабря) 1882, Петербург — 20 июня 1938 Москва) — эстонский революционер, советский партийный и государственный деятель. Народный комиссар вновь созданного комиссариата водного транспорта СССР с 30 января 1931 г. по 13 марта 1934 г. Уже через год после назначения на должность Народного комиссара водного транспорта в 1931 году подписывает приказ об организации стратегически важной деятельности подготовки кадров для отрасли водного транспорта!

В период работы в наркомате водного транспорта занимался организационной работой. В результате реорганизации управления водным и речным транспортом в Наркомате путей сообщения образованы всесоюзные объединения Мортран и Речтран. Появились главные бассейновые управления, которым напрямую стали подчиняться ведущие морские порты. В марте 1934 года было создано Центральное управление морским флотом, сформировано 8 морских пароходств.

В 1905 году вступил в РСДРП, большевик. Член Ревельского комитета РСДРП(б). В ноябре 1905 года – председатель Ревельского совета рабочих депутатов. В 1906 году арестован и сослан в Тобольскую губернию, бежал. Вёл партийную работу в Петербурге и Ревеле. В 1907 году уехал в США, секретарь Социалистической федерации эстонских рабочих. В июне 1917 вернулся в Ревель, товарищ председателя городской управы, член Северо-Балтийского бюро ЦК РСДРП(б).

Участвовал в установлении Советской власти в Эстляндии. После того как в феврале 1918 года Эстония была оккупирована германскими войсками, Янсон был арестован и выслан в РСФСР.

В 1918-1921 годах директор завода, затем председатель Самарского губернского профсовета. В 1921-1923 — председатель Московского районного отдела и секретарь ЦК союза металлистов.

В 1928-1930 годы — народный комиссар юстиции РСФСР. В 1930-1931 годы заместитель председателя Совета народных комиссаров РСФСР.

С 30 января 1931 года — народный комиссар водного транспорта СССР. 13 марта 1934 понижен до заместителя наркома по морской части. В июле 1935 потерял и этот пост. С октября 1935 — заместитель начальника Главного управления Севморпути при СНК СССР.

Арестован 6 декабря 1937 года. Во время следствия допрашивался шесть раз. Против него было выдвинуто обвинение в участии в антисоветской эстонской шпионско-диверсионной организации. Признал себя виновным. 20 июня 1938 года приговорен ВКВС к смертной казни. Расстрелян в тот же день.

Его жизнь была яркой, отважной и насыщенной бурными событиями, начала XX века. И мы благодарны ему за правильное, своевременное и ответственное решение, позволившее обеспечить отрасль водного транспорта специалистами высокого класса на долгие годы вперед!

С праздником друзья!

С юбилеем! Ура!!!