Характеристики специальностей СПО

26.02.03 «Судовождение» 

Фото специалиста в процессе работы:

Краткая историческая справка возникновения и развития пароходства на реке Лене:

В 1861 г. на реке Лена появился первый пароход «Святой Тихон Задонский», построенный в 1858 г.

Ко времени революционных событий на р. Лена работало 40 судов, наиболее крупная компания Глотова на р. Лена имела 11 пароходов.

В 1920 г. (январь – март) на р. Лена проведена национализация флота. Всего по бассейну было национализировано 25 действующих пароходов мощностью 5000 л.с. и 123 баржи грузоподъемностью 24557 т.

В 1923 г. было организовано «Якутское пароходство» («ЯкПар»), которое до 1929 г. осуществляло перевозки в интересах республики. Силами «ЯкПара» были освоены в судоходном отношении верховья р. Алдан и обеспечивались перевозки в низовьях р. Лена. Флот арендовался у «Лензолото».

В 1932 году в г. Якутск открыт Якутский речной техникум, первые выпускники техникума – судоводители и механики.

В 1957 г. произошло «слияние» Ленского речного пароходства и «Лензолотофлота». В этот период «ЛЗФ» работал на 10 реках протяженностью до 7115 км, грузооборот пароходства составлял 200 тысяч тонн. Им обслуживались тресты «Лензолото», «Джугджурзолото», «Мамслюда», «Алданслюда», ГРЭ, 16 пристаней.

С постройкой железной дороги до станции Лена в 1952 году практически полностью утратили былое значение Иркутское, Ангаро-Ленское и Тыреть-Жигаловское направления, соответственно прекратилось и поступление грузов на Качугскую и Жигаловскую пристани.

С 1958 г. началось строительство речного порта Осетрово, где производится перевалка с железной дороги на речные суда оборудования, строительных материалов и промышленных товаров. На многие десятилетия Осетровское направление завоза грузов в Республику Саха (Якутия) речным транспортом стало основным. Одновременно из порта Тикси вверх по реке шли грузы, поступающие по Северному морскому пути.

С развитием Осетровского порта на водных путях Ленского бассейна получили широкое применение грузовые теплоходы грузоподъемностью от 600 до 2000 т. Речной флот стал пополняться судами местной постройки грузоподъемностью до 1500 т (которые могли работать в озерных условиях класса «О» по Правилам Регистра). Эти теплоходы (проект Р-25, Р-25Б и 1754Б) работали на всем протяжении от порта Осетрово до устьев рек Анабар и Колыма, с выходом до Тикси.

Лена, которая была основной транспортной магистралью Северо-Востока России, обеспечивала доставку грузов из центральной части страны — до 80% от всего грузооборота этого региона. В различные годы, в зависимости от экономического состояния страны, объем грузопотока менялся в значительной степени.

В настоящее время, более 100 государственных и негосударственных компаний осуществляют грузовые и пассажирские перевозки по реке Лена и её притокам.

Родственные профессии:

Боцман

Матрос

Помощник шкипера

Рулевой (кормщик)

Тальман

Шкипер

Преимущества профессии:

Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника капитана до высших званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области военно-морского флота, морского транспорта, машиностроения.

Содержание деятельности:

Управление и эксплуатация судна.

Обеспечение безопасности плавания.

Обработка и размещение груза.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).

Управление и эксплуатация судна с правом эксплуатации судовых энергетических установок.

Обеспечение безопасности плавания.

Обработка и размещение груза

Анализ эффективности работы судна.

Объекты деятельности:

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- суда морского и внутреннего водного транспорта, суда рыбопромыслового и технического флотов, суда освоения шельфа и плавучие буровые установки, военные и пограничные корабли и суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

- судовые энергетические установки и механизмы;

- перевозимые грузы;

- навигационное оборудование;

- коллективные и индивидуальные спасательные средства;

- экипажи судов.

Требования к знаниям и умениям:

Техник-судоводитель должен:

Уметь: выполнять обязанности вахтенного помощника капитана судов в области: судовождения; обработки и размещения грузов; эксплуатации судна; технического обслуживания судовых энергетических и механических установок, электрооборудования, электронной аппаратуры и систем радиосвязи; способов личного выживания; противопожарной безопасности и борьбы с пожаром; оказания элементарной первой медицинской помощи; личной безопасности, охраны труда и общественных обязанностей; операций со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками;

Знать: сущность и социальную значимость своей профессии, профессиональную ответственность за результаты своего труда; кодекс внутреннего водного транспорта; кодекс торгового мореплавания; международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, устав службы на судах; наставления по организации штурманской службы; правила технической эксплуатации судов; правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних судоходных путей; правила плавания на внутренних водных путях и международные правила предупреждения столкновения судов в море; общую и специальную лоции; приемы и методы управления и маневрирования судном; правила безопасности и охраны труда на судах речного флота; правила пожарной безопасности на судах и береговых объектах; правила предотвращения загрязнения водного пространства и окружающей среды; устройство судна; правила эксплуатации судовых энергетических установок, устройств и механизмов; устройство и принцип действия электрорадионавигационных приборов и систем; судовое радиооборудование и правила радиосвязи; методы борьбы по обеспечению живучести судна; основы организации деятельности судна, отрасли и управления ими; основные показатели производственно-хозяйственной деятельности; правила ведения судового журнала заработной платы; инструкции по ведению судовой документации и отчетности.

Профессионально – важные качества:

Техник-судоводитель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

- Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.

- Маневрировать и управлять судном.

- Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи.

- Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

- Применять средства по борьбе за живучесть судна.

- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

- Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

- Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

- Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.

- Соблюдать меры предосторожности во время погрузки и выгрузки и обращения с опасными и вредными грузами во время рейса.

Медицинские противопоказания:

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:

1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации

2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит

5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата

6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах

7) Грыжи (все виды)

8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации

9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока

10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания

11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

12) Хронические заболевания среднего уха

13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)

14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии

15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается

16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока

17) Ограничение поля зрения более чем на 20°

18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции

19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год

Область применения профессии:

Область профессиональной деятельности выпускников:

эксплуатация судов, обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращение загрязнения окружающей среды, выполнение международного и национального законодательства в области водного транспорта, организация и управление движением водного транспорта, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок и механизмов.

Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):

Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:

1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2

Многоканальный телефон: (4112) 408-009

Приемная: (4112) 42-42-50

Факс: (4112) 42-00-11

Телекс: 135134 LENA RU

direct@lorp.ru

www.lorp.ru

2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,

(Приемная) 8(4112)42-57-76,

факс 8(4112)34-35-49,

lgbuvpis@lgbu.ru,

www.lgbu.ru

Перспективы карьерного роста:

Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.


Название специальности:

26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

Фото специалиста в процессе работы:

Краткая историческая справка о профессии:

Обновление электрооборудования и автоматизации судов, перевозящих грузы по реке Лена, произошло в середине прошлого века (60 – 70-е годы). Именно в эти годы возникла необходимость комплектования экипажей судов специалистами, способными обслуживать и ремонтировать судовую автоматику и электрохозяйство. Первые специалисты были направлены на работу в Якутию из других регионов России. Но начиная с 1989 года в Якутии появились собственные специалисты – электромеханики, это были первые выпускники Якутского речного училища. В настоящее время правопреемник ЯРУ – Якутский институт водного транспорта, продолжает набор и выпуск судовых электромехаников.

Родственные профессии:

Моторист (машинист)

Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования

Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования

Электромонтажник судовой

Электрик судовой

Преимущества профессии:

Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника механика по электрооборудованию до высоких званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области электронной техники, электротехники, автоматики, электроэнергетики, машиностроения.

Ограничения профессии:

Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).

Содержание деятельности:

Техник-электромеханик готовится к следующим видам деятельности:

Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

Организация работы коллектива исполнителей.

Обеспечение безопасности плавания.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Инструмент деятельности:

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- судовое электрооборудование и средства автоматики;

- электрооборудование и средства автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок;

- инструменты и оборудование для диагностики и ремонта;

- первичные трудовые коллективы.

Требования к знаниям и умениям:

Техник-электромеханик должен:

Уметь: выполнять работу по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту судового электрооборудования и автоматики, осуществлять наладку, регулировку и проверку электрооборудования; подготавливать техническую документацию для модернизации и модификации электрооборудования с применением систем автоматизированного проектирования; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора материалов, оборудования, измерительных средств и др.; рассчитывать параметры типовых электрических схем и электронных устройств; использовать для расчетных целей средства вычислительной техники; осуществлять технический контроль соответствия качества электротехнических изделий установленным нормативам; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха и оценивать эффективность производственной деятельности; анализировать состояние техники безопасности на производственном участке.

Знать: технические характеристики, конструктивные особенности, назначение судового электрооборудования и автоматики; режимы работы и правила эксплуатации электрооборудования, правила организации наладки, испытания, эксплуатации, обслуживания и ремонта электрооборудования; основные методы измерения электрических и электротехнических величин; основные положения действующей нормативной документации; порядок составления инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации; правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

Профессионально – важные качества:

Техник-электромеханик должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.

Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.

Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.

Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.

Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

Планировать и организовывать работу коллектива исполнителей.

Медицинские противопоказания:

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:

1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации

2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит

5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата

6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах

7) Грыжи (все виды)

8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации

9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока

10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания

11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

12) Хронические заболевания среднего уха

13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)

14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии

15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается

16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока

17) Ограничение поля зрения более чем на 20°

18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции

19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год

Область применения профессии:

Область профессиональной деятельности выпускников:

- техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

- техническая эксплуатация электрооборудования и средств автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок.

Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):

Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:

1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2

Многоканальный телефон: (4112) 408-009

Приемная: (4112) 42-42-50

Факс: (4112) 42-00-11

Телекс: 135134 LENA RU

direct@lorp.ru

www.lorp.ru

2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,

(Приемная) 8(4112)42-57-76,

факс 8(4112)34-35-49,

lgbuvpis@lgbu.ru,

www.lgbu.ru

Перспективы карьерного роста:

Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.


Название специальности:

26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей»

Фото специалиста в процессе работы:

Краткая историческая справка возникновения и развития партий, по обслуживанию водных путей реки Лены:

Первой государственной организацией, выполняющей функции исследования, обслуживания и текущего ремонта водных путей Ленского бассейна явилась созданная в 1911 году партия по исследованию рек Ленского бассейна которая подчинялась Управлению Внутренних Водных Путей Амурского бассейна МПС.

В 1911 году партия впервые выполнила рекогносцировочное исследование реки Лены от Качуга до г. Якутска с продольными промерами русла, реки Витим, от устья до г. Бодайбо, реки Алдан, от устья до п. Усть-Мая. Составлена первая лоцманская карта реки лена от Качуга до с. Витим.

В период с 1912 по 1918 год эта партия занималась мензульно – тахеометрической съемкой русла реки Лены от Качуга до села Витим и по реке Витим от устья до г. Бодайбо. Была создана геодезическая опорная сеть, организован ряд водомерных постов и гидрометрических станций.

1912 год является годом начала создания обстановки фарватеров на реках Ленского бассейна и уже к 1918 году береговая обстановка на перекатах действовала от Качуга до п. Витим по реке Лене и на реке Витим от устья до г. Бодайбо.

При отсутствии в бассейне руслоочистительных и дноуглубительных снарядов для проведения работ по улучшению судоходных условий используются примитивные ручные черпаковые краны, это-же время начинаются первые работы по возведению выправительных сооружений.

В этом же году Главным Географическим управлением выполнены промерные работы дельты реки Лены.

Хронология формирования и создания института путейцев Ленского бассейна:

Первое Управление речных и дорожных исследований и работ в Ленско – Байкальском районе образовано в г. Иркутске и действовало с 1918 по 1919 год;

Затем в период с 1920 по 1922года создается Служба пути Иркутского РУПВода Сибирского округа путей сообщения НКПС с размещением в г. Иркутске;

С 1922 по 1925 год – подотдел пути водно-технического отдела пароходства «Лензолото», в г. Киренске;

В 1926 году создается Управление внутренних водных путей Ленского бассейна НКПС («Ленводпуть») в г. Киренске;

В 1930 году создается Служба пути, строительства и связи («Путьстрой») Управления Ленского Государственного речного пароходства Наркомвода («Ленгоспар») в г. Якутске;

С 1938 года Ленское Бассейновое Управление Пути ЦУ Рекпути Наркомвода перебазируется в г. Киренск и находится там до 1944 года. Осенью этого же года Ленское Бассейновое Управление Пути переводится в г. Якутск.

С 1944 года центром по управлению на водных путях Ленского бассейна становится город Якутск.

В 1989 году Ленское Бассейновое Управление преобразовано в Якутское производственное объединение водных путей (Приказ МРФ РСФСР № 93 от 24.07.89г.).

В период реформирования государственного управления Российской Федерации происходили последовательные реформы в целях обеспечения государственного регулирования работы речного транспорта и управления на внутренних водных путях.

В марте 2013 года Федеральное Бюджетное Учреждение Ленское Бассейновое Управление Внутренних Водных Путей и Судоходства реорганизовано в Федеральное Бюджетное Учреждение «Администрация Ленского Бассейна Внутренних Водных путей.

Родственные профессии:

Бригадир изыскательской русловой партии

Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах

Монтер судоходной обстановки

Моторист (машинист)

Оператор специальных устройств земснарядов

Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партии

Путевой рабочий тральной бригады

Слесарь-судоремонтник

Преимущества профессии:

Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от рабочих изыскательских партий до начальников районов водных путей. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области строительства и архитектуры, транспорта, машиностроения.

Ограничения профессии:

Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).

Содержание деятельности:

Эксплуатация и обслуживание судов технического флота.

Эксплуатация и обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.

Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.

Обеспечение безопасности плавания.

Управление структурным подразделением.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Инструмент деятельности:

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- суда технического флота, вспомогательные суда и другие плавучие средства, используемые при путевых работах;

- судовые энергетические установки, судовые механизмы и устройства, системы, их агрегаты, узлы, детали;

- внутренние водные и морские пути;

- техническая и технологическая документация;

- первичные трудовые коллективы.

Требования к знаниям и умениям:

Техник должен:

Уметь: исполнять обязанности вахтенного помощника командира судов технического флота в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Уставом службы на судах; выполнять геодезические, гидрометрические и гидрологические работы при производстве водных изысканий, работы по содержанию навигационного оборудования; проектировать землечерпательные прорези и обеспечивать их устойчивость; составлять наряды-задания на различные виды работ дноуглубительного флота и изыскания; обеспечивать оптимальные технологические режимы землечерпания; проводить техническое обслуживание энергетических установок и судового оборудования; выполнять основные экономические расчеты, связанные с производственной деятельностью; обеспечивать охрану труда и выполнение требований производственной санитарии; пользоваться судовыми противопожарным и спаса-тельным оборудованием и средствами; плавать; оказывать помощь утопающим, доврачебную помощь при различных травмах и несчастных случаях; осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма; организовывать оперативные мероприятия по ликвидации последствий аварий, по спасению людей и их имущества;

Знать: руководящие и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий речного транспорта; законодательство об охране и рациональном использовании ресурсов и основные документы об охране вод от загрязнения; организацию и производство гидрологических исследований и инженерно-гидрографических изысканий для проектирования и производства путевых и добычных работ; технологические процессы дноуглубительных, скалоуборочных и тральных работ, работ по добыче нерудных строительных материалов; устройство судов технического флота, энергетических установок и вспомогательных механизмов, судового электрооборудования, систем автоматического управления, регулирования и защиты судовых установок и механизмов земснарядов; средства навигационного оборудования внутренних водных путей; правила технической эксплуатации земснарядов; системы управления электрическими приводами рабочих и вспомогательных механизмов; принципы автоматизации технологических процессов и управления механизмами и системами; правила технической эксплуатации и обслуживания электрического оборудования; наставления и правила борьбы за живучесть судна; правила Российского Речного Регистра; Правила плавания на внутренних водных путях; Уставы: службы на судах речного флота и о дисциплине работников речного транспорта.

Профессионально – важные качества:

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

- Выполнять вахтенные производственные задания с соблюдением соответствующих технологий.

- Выполнять производственные операции.

- Пользоваться техническими инструкциями, наставлениями и технологическими картами.

- Эксплуатировать рабочие устройства и оборудование земснарядов.

- Управлять главными двигателями и механизмами, обеспечивать их техническую эксплуатацию, содержание и ремонт в соответствии с правилами технической эксплуатации.

- Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна, судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов.

- Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации.

- Проектно-изыскательные работы на внутренних водных путях.

- Осуществлять изыскания для обеспечения всех видов путевых и добычных работ.

- Производить расчеты русловых деформаций при проектировании путевых работ, трассирование землечерпательных прорезей и обеспечение их устойчивости.

- Составлять наряд-задания на различные виды работ технического флота и изыскания.

- Составлять схемы расстановки средств навигационного оборудования.

Медицинские противопоказания:

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:

1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации

2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит

5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата

6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах

7) Грыжи (все виды)

8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации

9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока

10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания

11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

12) Хронические заболевания среднего уха

13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)

14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии

15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается

16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока

17) Ограничение поля зрения более чем на 20°

18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции

19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год

Область применения профессии:

Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация и обслуживание судов технического флота и судовых установок, механизмов и устройств; выполнение геодезических, гидрометрических и гидрологических работ при производстве водных изысканий; обеспечение надежного действия навигационного оборудования.

Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):

Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:

1. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2

(Приемная) 8(4112)42-57-76,

факс 8(4112)34-35-49,

lgbuvpis@lgbu.ru,

www.lgbu.ru

2. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2

Многоканальный телефон: (4112) 408-009

Приемная: (4112) 42-42-50

Факс: (4112) 42-00-11

Телекс: 135134 LENA RU

direct@lorp.ru

www.lorp.ru

Перспективы карьерного роста:

Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.


Название специальности:

26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

Фото специалиста в процессе работы:

Краткая историческая справка:

Появление профессии судового механика в Якутии напрямую связано с историей развития судоходства на реке Лена. Появление первого механика на реке можно считать 1861 год, когда появился первый пароход «Святой Тихон Задонский». Перед Великой Отечественной войной в г. Якутске открылся первый речной техникум, это событие произошло в 1932 году. С этого года Якутский речной техникум начал выпускать специалистов – судовых механиков. Главным предприятием, нуждающимся в судовых механиках, многие годы являлось Ленское объединенное речное пароходство. В настоящее время работодателями являются: ОАО «ЛОРП», ФГУ «АЛБ ВВП», СК «Якутия», частные предприятия речного флота.

Родственные профессии:

Моторист (машинист)

Слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры

Механик (судовой)

Механик по судовым системам

Преимущества профессии:

Преимуществом профессии является дальнейший карьерный рост от помощника механика до высших званий командиров речного и морского флота. Возможность повышения образования в профильных высших учебных заведениях, например, в ФГБОУ ВО СГУВТ. Возможность получения высшего образования в области военно-морского флота, морского транспорта, машиностроения.

Ограничения профессии:

Недопустимые показатели состояния здоровья и минимально требуемый уровень предыдущего образования (основное общее образование средней школы).

Содержание деятельности:

Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования.

Обеспечение безопасности плавания.

Организация работы структурного подразделения.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Инструмент деятельности:

- судно;

- судовое энергетическое оборудование;

- энергетические установки буровых платформ и плавучих дизельных электростанций;

- газо-турбокомпрессорные установки;

- судоремонтные и судостроительные организации;

- судовое электрооборудование и средства автоматики;

- электрооборудование и средства автоматики буровых платформ и плавучих дизельных электростанций.

Требования к знаниям и умениям:

Техник-судомеханик должен:

Уметь: анализировать режимы эксплуатации судовой энергетической установки и находить оптимальные решения ее технического обслуживания при работе на заданном режиме; разбирать, ремонтировать, собирать судовые технические устройства и механизмы, регулировать их рабочие параметры, диагностировать их работу, читать схемы и чертежи; принимать оптимальные решения в экстремальных ситуациях; применять средства борьбы за живучесть судна и судовые спасательные средства;

Знать: основы теории двигателей внутреннего сгорания, котельной установки, электрических машин, турбоустановок, паровых машин, систем автоматического регулирования, управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем электрооборудования, электронных; термодинамические процессы работы судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов; основы теплопередачи в теплообменном оборудовании; основы теории гидравлики; основные положения нормативной документации судовладельца и Министерства транспорта Российской Федерации по судоходству и трудовой деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, судовой санитарии, противопожарной защиты; требования Российского морского регистра судоходства и международных конвенций; основные положения Кодекса торгового мореплавания; Устав службы на судах.

Профессионально – важные качества:

Техник-судомеханик должен обладать профессиональными компетенциями:

- Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.

- Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна.

- Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.

- Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.

- Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

Медицинские противопоказания:

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г., для всех работников речного и морского транспорта установлены следующие противопоказания:

1) Заболевания сердечно-сосудистой системы, даже при наличии компенсации

2) Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

3) Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

4) Болезни зубов, полости рта, отсутствие зубов, мешающее захватыванию загубника, наличие съемных протезов, альвеолярная пиоррея, стоматиты, периодонтит, анкилозы и контрактуры нижней челюсти, челюстной артрит

5) Общее физическое недоразвитие и недоразвитие опорно-двигательного аппарата

6) Доброкачественные новообразования, препятствующие выполнению работ в противогазах

7) Грыжи (все виды)

8) Облитерирующие заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации

9) Варикозная болезнь и рецидивирующий тромбофлебит нижних конечностей и геморроидальных вен. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока

10) Искривление носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания

11) Хронические заболевания верхних дыхательных путей с частотой обострения 3 раза и более за календарный год

12) Хронические заболевания среднего уха

13) Стойкое понижение слуха (3 и более месяца) любой этиологии одно- и двустороннее (острота слуха: шепотная речь менее 3 м)

14) Нарушение функции вестибулярного анализатора любой этиологии

15) Понижение остроты зрения ниже 0,8 на одном глазу и ниже 0,5 – на другом, коррекция не допускается

16) Хронические заболевания слезовыводящих путей, век, органические недостатки век, препятствующие полному их смыканию, свободному движению глазного яблока

17) Ограничение поля зрения более чем на 20°

18) Болезни эндокринной системы, требующие постоянной лекарственной коррекции

19) Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год

Область применения профессии:

- техническая эксплуатация судового главного и вспомогательного энергетического оборудования, судовых систем, корпусных устройств судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок;

- техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики судов, буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок.

Предприятия г. Якутска, на которых используется труд по данной профессии (с указанием адресов и телефонов):

Основными работодателями выпускников г. Якутска являются предприятия речного транспорта:

1. ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» 677980, Россия, Республика Саха (Якутия), Якутск, Дзержинского, 2

Многоканальный телефон: (4112) 408-009

Приемная: (4112) 42-42-50

Факс: (4112) 42-00-11

Телекс: 135134 LENA RU

direct@lorp.ru

www.lorp.ru

2. Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Ленского бассейна»), Республика Саха(Якутия) 677000, г. Якутск, ГСП, ул. Дзержинского 2,

(Приемная) 8(4112)42-57-76,

факс 8(4112)34-35-49,

lgbuvpis@lgbu.ru,

www.lgbu.ru

Перспективы карьерного роста:

Для повышения своих профессиональных качеств и карьерного роста, выпускники имеют право поступать в профильные ВУЗы РФ без наличия ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов.