Съемки реконструкции "Якутские речники - фронту!"

18 февраля 2020 года в Якутском институте водного транспорта состоялись съемки проекта реконструкции торжественного вручения переходящего Красного Знамени Северо-Якутскому речному пароходству в октябре 1942 года «Якутские речники – фронту!».

История проекта…..

В январе 2020 года в Совет студентов и курсантов поступило предложение ветерана боевых действий, руководителя ПОУ ЦВПВ РО ДОСААФ России Республики Саха (Якутия) Сергея Георгиевича Черных организовать реконструкцию торжественного вручения переходящего Красного Знамени Главсевморпути и ЦК союза работников Главсевморпути Северо-Якутскому речному пароходству в октябре 1942 года. Однако свой замысел он не успел претворить в жизнь: 31 января 2020 года он скоропостижно скончался. С.Г. Черных на протяжении многих лет оказывал неоценимую помощь Якутскому институту водного транспорта в патриотическом воспитании обучающихся. Неравнодушный к истории речного флота в Якутии, именно он обратил внимание на тот факт, что якутские речники уже в навигацию 1942 года, сразу после подписания в Вашингтоне Советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии (11.06.1942 г.), активно помогали фронту, прокладывая дорогу для военных караванов в арктических льдах якутских рек и у берегов моря Лаптевых. Военная обстановка увеличила объем работы и Севморпути, и пароходств, его обслуживавших, однако навигационный производственно-финансовый план, установленный на 1942 год, был успешно выполнен, за что Северо-Якутское речное пароходство получило заслуженную награду.

Все центры Совета курсантов и студентов подключились к работе по сбору информационного материала и реквизита, необходимого для максимально приближенной к исторической правде реконструкции данного мероприятия.

Курсантами и студентами были выявлены и другие малоизвестные факты о вкладе якутских речников в Победу: именно речники в ноябре 1941 года предложили и начали сбор средств для строительства танковой колонны «Советская Якутия». Это инициатива была подхвачена 19.11.1941 года бюро обкома ВКП(б), предложившим начать единовременный сбор средств среди всех трудящихся Якутии. К январю 1942 года только речники собрали 306845 рублей, а к январю 1943 года всей республикой было собрано 5млн6тыс.рублей. Именно якутские речники в 1942 году начали и провели сбор средств для строительства эскадрильи боевых самолетов «Якутский полярник», отчислив свой 5-7 дневный заработок, внеся компенсации за неиспользованный отпуск и облигации государственных займов.

В основу выступлений ораторов в реконструкции легли цитаты из Приказа начальника Северо-Якутского речного пароходства, текст телеграммы начальника Политуправления Главсевморпути, а также информация из таких источников, как:

  1. Белов М.И. Северный морской путь (К 40-летию освоения Советской Арктики). Л.: Морской транспорт, 1957
  2. История второй мировой войны 1939 – 1945. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. В 12 томах. Т.5. М., 1975
  3. Павлов А.С. Битва за Арктику 1932 – 2012. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012
  4. «Социалистическая Якутия» №252 (5761), пятница, 23 октября 1942 г.

Сопоставление фактов также производилось на основе изучения газетных подшивок «Ленского водника», интернет-материалов, призывов Сталина в 1941-1942 годах.

Речи ораторов для реконструкции были составлены с учетом военной стилистики.

Съемки и озвучение произведены музыкальным руководителем Якутского института водного транспорта совместно с культурно-досуговым центром Студсовета.

Воспитательный отдел ЯИВТ